Тезисы выступления министра ЖКХ Ростовской области Сидаш С.Б.

на заседании Правительства Ростовской области по вопросу:

«Итоги прохождения отопительного периода  2011-2012 гг. Задачи по подготовке к отопительному периоду 2012-2013 гг.».

 

г. Ростов-на-Дону

11.04.2012 г.

 

Фактически отопительный период 2011–2012 годов завершен. В соответствии с Поручением Президента  от 9 января 2012 года №Пр-66 и в соответствии с поручением Губернатора Ростовской области В.Ю. Голубева на еженедельном планерном совещании от 10 января текущего года (пункт 3) министерством ЖКХ проводился мониторинг его прохождения и сегодня мы готовы представить его результаты.

На территории Ростовской области в составе организаций коммунального комплекса осуществляли свои функции 495 аварийных бригад, в которых было задействовано более 2-х с половиной тысяч рабочих и 1 229 единиц специализированной техники, в том числе в сфере:

- водоснабжения и водоотведения - 371 бригада, 1 877 рабочих, 935 единиц техники;

- теплоснабжения 124 бригады, 635 рабочих, 229 единиц техники.

 

А также Губернатором Ростовской области Василием Юрьевичем Голубевым было принято решение о создании 2-х мобильных аварийно-восстановительных бригад для ликвидации крупных аварий и их последствий с местами расположения в городе Шахты и Орловском районе на базе областного учреждения «Управление по эксплуатации групповых водоводов». Подразделения  укомплектованы специализированной техникой и квалифицированными кадрами, что обеспечило своевременный маневр силами и средствами при восстановлении систем жизнеобеспечения и дало возможность устранения аварий в нормативные сроки. Нынешний отопительный период подтвердил эффективность их работы.

 

Для оперативного реагирования на обращения граждан по жилищно-коммунальным вопросам в министерстве ЖКХ круглосуточно работает «горячая линия», на которую за время отопительного периода поступило 1 088 обращений, из них 831 обращение по теплу, 257 по воде. За отопительный период с 15 октября по
10 апреля в области произошло 250 нештатных ситуаций, из них – крупных 44. В том числе: на объектах водопроводно-канализационного хозяйства – 139, на объектах теплоэнергетики – 111.

Самым слабым звеном в нынешнем отопительном периоде оказались сети теплоснабжения и водоснабжения. Так, например, только на тепловых сетях
МУП «Теплокоммунэнерго» микрорайона Сельмаш города Ростова-на-Дону произошло 9 нештатных ситуаций.

В результате без отопления оставались 43 жилых дома (3500 жителей)  по улицам: Плужная, Сержантова, Веры Пановой, Клубная, объекты социальной сферы, в том числе корпуса 2-й областной больницы. Администрации города Ростова-на-Дону совместно с руководством МУП «Теплокоммунэнерго» необходимо провести глубокий анализ и серьезно подойти к решению данного вопроса. А именно: разработать план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого теплоснабжения потребителей в следующем отопительном периоде и не допустить повторения данной ситуации.

Аналогичная ситуация на тепловых сетях ООО «Лукойл-Теплотранспортная компания» – 8 нештатных ситуаций  в городе Ростове-на-Дону (в Советском районе – проспект Коммунистический 14 жилых домов (3000 жителей); в Кировском районе – улицы Красноармейская 7 жилых домов (2000 жителей), в Кировском районе по улицам Журавлева, Социалистическая, переулок Крепостной отключены 8 жилых домов (130 жителей); в Ленинском районе – улица Серафимовича 2 жилых дома (150 жителей), переулок Соборный (16 домов- из-за отключения котельной на 2 часа).

Особое внимание необходимо уделить проблеме резервных источников питания – на примере города Ростова-на-Дону. 7 февраля в 19-20 в министерство ЖКХ области в телефонном режиме поступило сообщение от временно исполняющего обязанности начальника главного управления МЧС по Ростовской области Валерия Синькова об аварийном отключении электроэнергии на 7 котельных МУП «Теплокоммунэнерго» в Железнодорожном районе г. Ростова-на-Дону.

О случившейся ситуации не была информирована диспетчерская министерства. В результате принятых мер к 21 часу котельные были подключены по резервно-технологической схеме. По причине перегрузки кабельной линии поврежден кабель, в результате – ограничено электроснабжение 18-ти котельных. Принятыми мерами проведены переключения по 12-ти котельным. По состоянию на 23-и часа 7-го февраля электроснабжение было ограничено на 6-ти котельных. Из них до 2-х часов ночи 8-го февраля  - 2-е котельные переключены по временной технологической схеме, 3-и – на передвижные резервные источники питания.

        Котельная по пер. Тихий, 4 оставалась без электроснабжения до 2 часов 40 минут. При температуре наружного воздуха минус 21 градус теплоснабжение отсутствовало в 11 многоквартирных жилых домах.

Сложившаяся ситуация показала, что в данном случае неудовлетворительно отработана схема оповещения и взаимодействия при чрезвычайных ситуациях между ресурсоснабжающими организациями – ОАО «Донэнерго»  и МУП «Теплокоммунэнерго». Причина остановок работы котельных – аварийное отключение электроэнергии без предупреждения ОАО «Донэнерго» и отсутствие резервных источников питания на котельных 3-й категории МУП «Теплокоммунэнерго».

Анализ произошедшей ситуации также показал, что в городе отсутствует схема теплоснабжения, разработать которую муниципальное образование обязывает Федеральный Закон 190-ФЗ «О теплоснабжении». Оперативному штабу было сложно принимать решения по устранению аварийной ситуации и управлять потоками необходимой специальной техники.

Доставленную из департамента по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области передвижную  резервную электроустановку не удалось подключить к котельной – отсутствовали кабельные линии для сопряжения с котельной.

В связи с этим решением Правительства Ростовской области от 13 февраля 2012 года № 12 «Об итогах социально-экономического развития Ростовской области за 2011 год и задачах на 2012 год» министерству промышленности и энергетики поручено разработать регламент организации и применения временного электроснабжения потребителей в условиях массовых нарушений  электроснабжения с использованием резервных источников. Министерство ЖКХ, со своей стороны, ставит задачу организациям коммунального комплекса – после утверждения регламента отработать вопрос с ресурсоснабжающими организациями по закреплению объектов тепло- и водоснабжения за резервными источникам энергоснабжения.

Анализ произошедших аварийных ситуаций показал – ликвидация самих аварий выполняется в кратчайшие либо в нормативные сроки, а вот подготовительные работы или запуск после ремонтно-восстановительных работ занимает много времени.

Пример:

В Батайске 9 марта  произошел порыв теплотрассы Батайского филиала «Тепловые сети» ОАО «Донэнерго» по улице Талалихина, 47 (Авиагородок), отключено отопление 37-и жилых домов (9 тысяч человек), 2-х детских садов, поликлиники, 2-х школ. На устранение самой аварии было затрачено всего 40 минут. Но из-за неисправности запорной арматуры не представлялось возможным приступить к сварочным работам. Пришлось сливать воду из системы отопления полностью, что заняло несколько  часов и почти столько же  на ее заполнение.

 

Кроме того, в течение отопительного периода происходили ограничения подачи холодной воды населению.

23 декабря в связи с порывом водовода диаметром 1000 мм на очистных сооружениях 2-го подъема № 1, расположенных на территории ОАО ПО «Водоканал» по ул. Максима Горького, 293 в городе Ростове-на-Дону, было отключено водоснабжение в Первомайском, Октябрьском, Ленинском и Кировском районах города (примерно 100 тыс. жителей). Для обеспечения жителей водой в городе отсутствовала техника для подвоза воды. Она была переоборудована для работы в зимних условиях.

По причине неисправности задвижки подачу воды по поврежденному водоводу удалось перекрыть только через несколько часов, что привело к потерям воды, её откачки и, соответственно, дополнительным затратам предприятия.

 

Приведенные примеры показывают – как важно правильно, обдуманно подходить к планированию ремонтных работ, анализировать, какие мероприятия первоочередные, без чего мы не сможем оперативно устранить аварию. Казалось бы задвижка – а вот такие проблемы. Поэтому еще раз обращаю внимание всех, кто задействован в планово-предупредительных работах к отопительному периоду – думайте, анализируйте, решайте коллегиально и тогда мы добьемся и экономии времени на устранение аварий, и трудовых затрат, и экономии ресурсов в дальнейшем.

         16 марта произошла авария в направлении города Зверево от 4-го подъема Гуково-Гундоровского водовода, в результате которой в течение нескольких суток город был без централизованного водоснабжения. Предыстория случившейся ситуации такова.

Организация, которая эксплуатирует имущественный комплекс водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляет подъем, очистку, транспортировку питьевой воды и оказывает услуги водоснабжения населению – всем известная «Донская Водная Компания». Здания и сооружения предприятия в плачевном состоянии, крыши текут, никаких мер по улучшению состояния водопроводных сетей за годы эксплуатации не принималось, сети 1968 года постройки, износ более 90%, протяженность сетей порядка  13 тыс. погонных метров. Инженерное оборудование, 4-й водоподъем – все в удручающем состоянии. Никому ничего не нужно: ни руководству ДВК, ни самим рабочим, потому что им более 2-х месяцев не платят заработную плату.

В связи с резким снижением объема поступающей воды в резервуары города Зверево 14 марта на заседании комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций принято решение о плановом проведении 16 марта ремонтно-восстановительных работ. С целью координации действий по ликвидации аварии по поручению Губернатора создана рабочая группа под руководством заместителя Губернатора Сергея Федоровича Трифонова и министра ЖКХ, организован подвоз воды населению 11 автоцистернами, привлечено 30 единиц техники,
2  аварийно-восстановительные бригады Шахтинского филиала областного «Управления по эксплуатации групповых водоводов».

Опыт и знание сетей инженерным составом предприятия позволили обеспечить граждан водой, оперативно ликвидировать аварию. Надо отметить, что в связи с отсутствием  резервных запасов воды останавливалась работа центральной котельной города Зверево филиала ОАО «Донэнерго» – «Тепловые сети». Необходимая потребность воды для запуска котельной – 400 куб.м.

Подвоз воды осуществлялся в объеме 50 куб.м. в час из хутора Алмазный и города Гуково 18 автомобилями департамента по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Слаженная работа и четкое взаимодействие рабочей группы  Правительства Ростовской области с МЧС России по Ростовской области, департаментом по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области, аварийно-восстановительной бригадой областного «Управления по эксплуатации групповых водоводов»,  профессионализм кадров - все это в комплексе дало возможность владеть сложившейся ситуацией и планомерно выполнять мероприятия по ликвидации аварии.

        Эта авария высветила не только организационные проблемы Донской водной компании, технического состояния систем водоснабжения, но и проблемы некачественной подготовки к зиме многоквартирного жилищного фонда города Зверево рядом управляющих компаний.

        При отключении водоснабжения произошло перемерзание стояков холодного водоснабжения в подъездах 13 многоквартирных домов.

 Управляющие компании: МУП «УК ЖКХ» - директор Татевосов К.В., ООО «Управляющая жилищно-коммунальная компания» - директор Панов Н.И. и  МУП «ЖКХ» - директор Бородин С.А.

       Работы по нормализации водоснабжения в этих домах заняли от 2 до 9 суток, что свидетельствует о слабой профессиональной и технической подготовке названных управляющих компаний. Факты нарушения правил технической эксплуатации жилищного фонда были выявлены жилищной инспекцией,  названные управляющие компании привлечены к административной ответственности. 

        Данный пример должен стать уроком для других территорий в целях недопущения подобных нарушений и недоработок.   

 

По данным диспетчерской службы министерства ЖКХ Ростовской области наибольшее количество дефектов в период прохождения отопительного периода происходило на водопроводных сетях ОАО «ПО Водоканал» городов Ростов-на-Дону (56), Гуково (11) и  Белокалитвинского (24), Шолоховского (6) и Цимлянского (6) районов. На тепловых сетях Ростова-на-Дону (89) и Белокалитвинского района (6).                             

          Организациям коммунального комплекса, оказывающим услуги водоснабжения и теплоснабжения совместно с министерством жилищно-коммунального хозяйства необходимо проанализировать  производственные программы и планы мероприятий по подготовке к предстоящему зимнему периоду с учетом уходящего отопительного периода и выявленной аварийности сетей и внести соответствующие корректировки в целях снижения порывов и утечек.

 

В период подготовки к следующему отопительному сезону в рамках Областных долгосрочных целевых программ в 2012 году намечено проведение капитального ремонта объектов водопроводно-канализационного хозяйства и теплоэнергетики.

Так, по программе  "Развитие водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод Ростовской области на 2012 – 2017 годы» запланирован капитальный ремонт  47 объектов ВКХ в 17 муниципальных образованиях области:

·       Белокалитвинский район (5 объектов);

·       Боковский район (1 объект);

·       Верхнедонской район (2 объекта);

·       Веселовский район (2 объекта);

·       Егорлыкский район (1 объект);

·       Зерноградский район (1 объект);

·       Зимовниковский район (4 объекта);

·       Куйбышевский район (2 объекта);

·       Мартыновский район (1 объект);

·       Орловский район (1 объект);

·       Семикаракорский район (4 объекта);

·       Усть-Донецкий район (1 объект);

·       Целинский район (3 объекта);

·       Цимлянский район (7 объектов);

·       Чертковский район (4 объекта);

·       в городах Гуково (2 объекта) и Новошахтинск (6 объектов).

В указанные муниципалитеты планируется направить   251, 5 млн. рублей, в том числе: из областного бюджета – 215, 9 млн. рублей,  из местного бюджета – 35, 6 млн. рублей.

По программе "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ростовской области на 2011 – 2014 годы"  в текущем году будет произведен капитальный ремонт 3-х объектов теплоэнергетики в двух муниципальных образованиях:  в Чертковском районе     (1 объект) и городе Шахты (2 объекта) на общую сумму 9 млн. рублей, в том числе за счет областного бюджета – 7, 8 млн. рублей, за счет местного бюджета – 1, 2 млн. рублей.

Кроме капитального ремонта в рамках указанной программы в текущем году намечено строительство и реконструкция 6-ти объектов теплоэнергетики. Затраты бюджета на указанные мероприятия составят 102, 5 млн. рублей,  из них:  областного бюджета – 85, 9 млн. рублей,  местного – 16, 5 млн. рублей.

Работы будут проводиться в Белокалитвинском, Красносулинском, Октябрьском, Усть-Донецком районах, городах Азов и Каменск-Шахтинский.

Расходы на приобретение резервных источников электроснабжения для объектов жизнеобеспечения в соответствии с программой по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры с учетом областного и местного бюджетов составят  11, 4 млн. рублей. В первоочередном порядке оборудование закупят Боковский, Каменский, Егорлыкский и Тацинский районы.

Таким образом, в целом на капитальный ремонт, строительство и реконструкцию объектов ВКХ и теплоэнергетики в 2012 году в рамках двух Областных долгосрочных целевых программ, названных выше, будет направлено 374, 4 млн. рублей, в том числе за счет областного бюджета -  319, 5 млн. рублей.

Также необходимо активизировать работу по разработке проектно-сметной документации администрациям Белокалитвинского и Красносулинского районов, так как программой 2012 года запланировано также строительство и реконструкция объектов теплоэнергетики в названных муниципалитетах.

Что касается капитального ремонта многоквартирных домов, то в 2012 году на реализацию мероприятий в рамках данного направления будет выделено  1 миллиард 56 миллионов рублей. Работы, влияющие на подготовку жилого фонда к отопительному сезону 2012-2013 годов, будут выполнены до 1 октября, в том числе запланировано отремонтировать 204 фасада, 217 кровель и 195 систем теплоснабжения.

       

Наличие задолженности за топливно-энергетические ресурсы во время прохождения отопительного периода.

      Отопительный период 2009-2010 годов был завершен с задолженностью организаций коммунального комплекса  Ростовской области за топливно-энергетические ресурсы в размере 1 миллиард 300 миллионов рублей, в конце отопительного сезона 2010-2011 задолженность  за энергоресурсы составляла  уже 2 миллиарда 300 миллионов рублей и это без учета мораторной задолженности предприятий-банкротов.

 По состоянию на конец отопительного сезона 2011-2012 задолженность коммунальных предприятий перед энергетиками, также без предприятий-банкротов составила 1 миллиард 100 миллионов рублей, из них просроченная  свыше 2-х месяцев –  676 миллионов рублей  или 55,6%. 

    Вопросы по недопущению роста задолженности организаций коммунального комплекса перед энергоснабжающими предприятиями и ограничению поставок электрической энергии, тепла и воды населению министерством ЖКХ регулярно рассматривались  на заседаниях Региональной комиссии по реформированию жилищно-коммунального хозяйства области, обсуждались на совещаниях с руководителями муниципальных образований области в режиме видеоконференции, на  Штабах  по обеспечению безопасности электроснабжения потребителей на территории области, выездных совещаниях.

Была проанализирована финансово-хозяйственная деятельность ряда организаций коммунального комплекса на предмет  эффективного расходования финансовых средств и недопущения нетарифных и сверхтарифных расходов. 

      В результате задолженность за энергоресурсы на конец отопительного периода 2011-2012 годов  снизилась по сравнению с аналогичными периодами прошлых лет.     

             

Одними из  основных причин  наличия задолженности за энергоресурсы являются:

– наличие «кассового разрыва», связанного с обязательствами предприятий ежемесячно оплачивать за потребленные топливно-энергетические ресурсы по факту их потребления, а население оплачивает за отопление по схеме 1/12   (до вступления в действие условий  Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354);

- возникновение дополнительных затрат предприятий по оплате за электрическую энергию, отпускаемую с начала 2011 года по свободным, нерегулируемым ценам;

неурегулированность в договорных отношениях между предприятиями монополистами и обслуживающими организациями по порядку и  срокам оплаты.

      На рост задолженности на конец  текущего отопительного сезона существенное влияние оказали январские и, в основном, февральские аномальные морозы. Они вызвали увеличение объема потребления коммунальными предприятиями газа и тепловой энергии: в феврале он увеличился, в сравнении с начислениями за январь на 28% или  свыше 200 млн. руб., в сравнении с декабрем на 54% или 310 млнуб.

       Существенное влияние на образование задолженности за энергоресурсы оказывает наличие просроченной  задолженности перед коммунальными предприятиями управляющих компаний области. По оперативным данным на 1 апреля 2012 года  данная задолженность составляет 2-х миллиардов руб., в том числе и перед предприятиями-банкротами.

      В правоохранительные органы и Прокуратуру Ростовской области направлен ряд писем о проверке деятельности управляющих компаний  на предмет наличия фактов злоупотреблений в системе начислений, сбора и перечисления денежных средств за коммунальные  ресурсы.

       Одним из основных крупных должников за энергоресурсы в Ростовской области является МУП «ЖЭУ» города Таганрога, долги которого в течение 2011 года возросли на 198,7 млнуб., почти в 2,5 раза и составили на начало 2012 года – 353,4 млн.руб., в том числе за тепловую энергию – 339,8 млн.руб.

В 2012 году продолжился  рост кредиторской задолженности МУП «ЖЭУ» еще на 18,4% и в результате задолженность за тепловую энергию на  конец отопительного периода составила 405 миллионов рублей.  В настоящее время данное предприятие является основным должником за тепловую энергию на территории Ростовской области, долг которого составляет свыше 80% от общей задолженности за тепловую энергию всех организаций коммунального комплекса области.

         Администрации города Таганрога рекомендовано провести аудиторскую проверку МУП «ЖЭУ» с дополнительным анализом ведения финансового и экономического учета на предприятии. Кроме того, министерством подготовлено письмо в Прокуратуру Ростовской области  о проверке деятельности данного предприятия в части начислений, сбора и перечисления денежных средств за коммунальные  ресурсы.

         До настоящего времени остается нерешенной проблема с  неплатежами управляющих компаний говочеркасска.

         Действия администрации  города и  коммерческого Единого рассчетно-кассового центра привели к ситуации при которой задолженность управляющих компаний за энергоресурсы  менее, чем за полтора года увеличилась на 290,6 млн. руб и к окончанию отопительного периода 2012 года составляет свыше полумиллиарда рублей.. При этом уровень коммунальных платежей населения составляет от 85 до 92%. Основная сумма задолженности  в размере свыше 490 млн. руб. у наиболее проблематичных управляющих компаний  МУП УК «Жилремонт»  и ООО «Жилремонты 1-8».

В настоящее время ООО «Жилремонт – 2» находится в процедуре наблюдения, в  феврале 2012 года ООО «Жилремонт - 8» подало заявление о банкротстве.

Правительством Ростовской области неоднократно были направлены обращения в адрес правоохранительных органов Ростовской области, по вопросу проверки деятельности управляющих компаний ООО «Жилремонт 1-8»  и ООО «Единого рассчетно-кассового центра» города на предмет наличия фактов злоупотреблений в системе начислений, сбора и перечисления денежных средств за коммунальные  ресурсы.

 Министерством  проводится ежедневный мониторинг  задолженности за энергоресурсы  организаций коммунального комплекса на территории Ростовской области.

 

Задачи муниципальным образованиям по подготовке к отопительному сезону 2012-2013 годов на территории Ростовской области:

1. Усилить личную ответственность глав муниципальных образований за аварийные ситуации, возникающие на их территориях.

2. Обеспечить контроль за взаимодействием служб жизнеобеспечения и управляющих компаний в случае нештатных ситуаций на водо- и теплосетях.

3. Внести корректировки в производственные программы в части проведения ремонтно-профилактических работ с учетом прохождения отопительного периода 2011-2012 годов.

4. Обеспечить качественное проведение планово-предупредительных работ в целях устойчивого прохождения отопительного периода 2012-2013 годов.

5. Повысить контроль за исполнением организациями коммунального комплекса тарифной сметы в части проведения планово-предупредительных работ и капитального ремонта объектов коммунальной инфраструктуры.

6. Обеспечить контроль за проведением работ по строительству разводящих водопроводных сетей за счет средств жителей и вводом их в эксплуатацию во избежание перемерзания сетей в зимние максимумы.

7. Главам администраций городов: Ростов-на-Дону, Азов, Каменск-Шахтинский, Новочеркасск и Таганрог взять под личный контроль выполнение графиков выноса подвальных газовых котельных.

8. В срок до 1 июля 2012 года завершить установку приборов учета потребляемых ресурсов на объектах объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы.

9. Обеспечить до 1 октября урегулирование и полное погашение задолженности за энергоресурсы.

10. Освоить средства, направленные на подготовку к отопительному сезону, в полном объеме до 1 октября 2012 года.

11. Создать нормативные запасы топлива для устойчивой эксплуатации теплоисточников в зимний период.

12. Создать обязательный запас материалов и оборудования оперативного устранения аварийных ситуаций на объектах жизнеобеспечения.

13. Обеспечить обязательное участие представителей Ростехнадзора в работе штабов и комиссий по подготовке к отопительному периоду 2012-2013 годов.

14. Завершить подготовку к отопительному периоду к 1 октября 2012 года.