Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области

Запуск в Ростовской области новой системы по обращению с ТКО

115

С учетом всех изменений в законодательстве, в Ростовской области утверждены:

· правила деятельности регионального оператора;

· порядок сбора ТКО, в т.ч. раздельный;

· нормативы накопления ТКО.

Проведены конкурсы и заключены́ соглашения с региональными операторами по всем 8-ми зонам межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих комплексов:

Все региональные операторы являются инвесторами строительства 8 отходоперерабатывающих комплексов в зоне МЭОК. В общей сложности планируется вложить более 6,5 миллиардов руб.

Новая система создавалась для того, чтобы изменить модель отрасли по обращению с отходами. Её основные принципы – полный контроль за движением отходов от контейнера до полигона, развитие современной инфраструктуры обращения отходов и сокращение объема складируемого на полигонах мусора.

Переход на новую систему должен решить ряд системных проблем отрасли:

· определено ответственное лицо, которое отвечает за весь цикл обращения с ТКО

· обеспечить контроль, полный охват и прозрачность движения потоков ТКО;

· сократить объемы отходов, захораниваемых на полигонах, и, впоследствии, сократить их число;

· изменить систему в пользу переработки отходов, в т.ч. таких полезных фракций, как стекло, бумага и пластик;

· ввести новые, современные подходы к обращению с ТКО.

Полный контроль или прозрачность системы состоит в том, что перевозчик теперь будет получать деньги за то количество мусора, который он собрал и привез на санкционированный полигон МЭОКа. Теперь не выгодно свозить и выбрасывать мусор в лесополосах и оврагах.

Другая задача научиться превращать в новые продукты во вторичное сырье, которое появится в результате сортировки и переработки. Это и пластик, и металл, и бумага, и стекло - все то, что мы можем из твердых бытовых отходов извлечь. Ликвидировать многочисленные несанкционированные свалки, создать такие условия, чтобы как можно больше отходов перерабатывалось и как можно меньше пришлось складировать.

Помимо этого региональные операторы должны построить на своих территориях современные комплексы (МЭОКи) с наиболее оптимальной и эффективной технологией по обработке отходов. Они включают в себя площадки биокомпостирования для органических отходов, мусороперегрузочные станции, мусоросортировочный комплекс, полигоны и прочие объекты, где оператор должен организовать систему работы с отходами.

С переходом на новую систему обращения с ТКО услуга по вывозу мусора переходит из категории жилищных в коммунальные. Соответственно, плата для населения рассчитывается не по квадратным метрам, а исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих в жилом помещении. При их отсутствии плата рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения (ст.148 Правил 354).

 Теперь статья расходов на сбор отходов должна быть исключена из платы за общедомовые нужды, она стала отдельной коммунальной услугой. Но так как собственником контейнерной площадки может являться управляющая компания, то в квитанции может остаться графа на содержание и ремонт контейнерной площадки.

Размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется на основании нормативов накопления таких отходов (они установлены постановлением минЖКХ №2) и тарифов, установленных для региональных операторов (Региональной службой по тарифу).

Отмечу, что стоит разделять тариф, который устанавливается для регионального оператора на комплекс всех услуг и плату граждан за услугу по обращению с ТКО.

Чтобы рассчитать плату за услугу необходимо разделить норматив накопления на 12 месяцев, умножить полученный результат на тариф регионального оператора и умножить на количество проживающих в жилом помещении.

Как считались нормативы.

В настоящее время начался очередной этап становления новой системы – период оплаты за услуги по обращению с ТКО.

В тех случаях, когда в квитанции указываются не корректные данных о количестве проживающих или собственников жилья необходимо обратиться к региональному оператору (телефоны есть на сайте мин ЖКХ) для уточнения сведений и перерасчета.

В Ростовской области действуют меры социальной поддержки населения:

льготы определенным категориям граждан (инвалиды войны, ветераны боевых действий, инвалиды 1 и 2 группы, семьи, имеющие детей-инвалидов, граждане, пострадавшие от радиационных аварий, ветераны труда, ветераны труда РО, реабилитированные лица, сельские специалисты).

Компенсации части расходов малоимущих граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг распространяется и на коммунальную услугу по обращению с ТКО, чьи ежемесячные расходы на ЖКУ превышают 20% от совокупного семейного дохода.

Кроме того, Губернатором Ростовской области Василием Юрьевичем Голубевым в ряде территорий Ростовской области был введен понижающий коэффициент норматива накопления – 0,8. Его применят на территориях 5 муниципалитетов, где норматив возрос в два и более раза – в том числе г.Таганроге и Матвеево-Курганский районе.

Что касается платы юридических лиц, то в соответствии с федеральным законодательством (постановлениями № 1156 и 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема или массы ТКО) предусмотрены два варианта расчета: либо по соответствующему нормативу, утвержденному на уровне области, либо по объему образуемых отходов.

Для этого в договоре нужно указать адрес размещения контейнерной площадки, количество и объем контейнеров, график вывоза ТКО.

Теперь, что касается работы по оказанию новой услуги.

На примере Новочеркасского МЭОК, региональный оператор которого приступил к работе в прошлом году, мы понимали, с какими вопросами столкнёмся в начале работы.

Чтобы обеспечить максимально плавный переход на новую систему, в октябре-декабре прошлого года проведена следующая подготовительная работа:

· инвентаризация контейнерных площадок;

· составлены реестры мест их размещения;

· приобретена необходимая техника;

· муниципалитетами проводилась работа по ликвидации свалочных очагов (по оперативным данным на конец года - 41);

· проведены встречи в зоне каждого МЭОК;

· проведены репетиции всех маршрутов.

Чтобы обеспечить максимальный контроль за работой в новой системе по поручению Губернатора Ростовской области:

1-е. Создан и продолжает свою работу до апреля Штаб при министерстве ЖКХ. За каждым МЭОК закреплён ответственный исполнитель из числа сотрудников министерства.

(в его составе: представители министерства ЖКХ, административной инспекции, региональные операторы, уполномоченные представители всех муниципальных образований)

Аналогичные штабы организованы во всех муниципальных образованиях области.

Контрольные точки по сбору информации - 2 раз в день, в 10-00 и 17-00, а 21-00 часов сводилась итоговая информация. И сразу при возникновении нештатных ситуации.

Всего с нового года в работе по уборке мусора задействовано более 500 единицы специализированной техники (порядка 140 ед. приобретено дополнительно региональными операторами). До конца марта будет приобретено еще 50 машин.

За период новогодних праздников по всей области собрано и вывезено порядка 27 тысяч тонн отходов.

2-е. Организована работа по сбору оперативной информации, в том числе от населения:

· в каждом МЭОК работает горячая линия, также всеми региональными операторами организована работа колл-центров;

· продолжает работу единая диспетчерская служба минжкх;

· в качестве дополнительных источников информации ведётся ежедневный мониторинг СМИ и социальных сетей.

Информация о работе новой системы, с указанием контактных данных размещалась в СМИ ежедневно в соответствии с утверждённым медиапланом.

В итоге общий объем полученных обращений с 1 января – более 8,5 тысяч обращений.

Больше половины обращений (60 %) - касаются разъяснительных вопросов о новой системе. В основном это вопросы:

· о заключении догово́ров с региональным оператором;

· о порядке и стоимости платы за новую услугу;

· о графиках вывоза отходов.

Остальные 40 % обращений - это заявки на вывоз мусора и сообщения о выявленных свалочных очагах.

Основная масса обращений поступила из городов Ростов и Таганрог.

Основные причины:

1. Были случаи неучтенных в реестрах точек размещения ТКО.

Возникла необходимость в уточнении маршрутов, определении дополнительных контейнерных площадок. Они сразу включались в графики вывоза, которые отслеживаются посредством системы Глонасс.

2. Изъятие контейнеров предыдущими возчиками.

В основном с этой проблемой мы столкнулись в г. Таганроге. Предыдущие возчики вывезли порядка 75 контейнеров, бросив отходы на контейнерных площадках и рядом с ними.

Мы это предвидели. Поэтому по решению Губернатора ростовской области, город закупил дополнительные контейнеры. Их установка производится при выявлении таких ситуаций.

В городе организована работа 6 бригад по сборке и установке контейнеров (71 человек).

3. Недостаточное количество контейнеров у управляющих компаний.

Рядом УК контейнеры были приобретены, или взяты в аренду у предыдущих возчиков, Несмотря на это их оказалось не достаточно.

4. Затруднённый проезд к контейнерным площадкам из-за припаркованных автомобилей и погодных условий.

На все возникающие вопросы возникает оперативная реакция и со стороны муниципалитетов и со стороны региональных операторов, за что всем отдельное спасибо.

Работа в таком режиме будет продолжена.