Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области

О предварительных итогах по реализации новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами

188

С 1 января Ростовская область перешла на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами.

К работе приступили все региональные операторы по всем 8-ми зонам МЭОК.

До 1 января с точки зрения инфраструктуры были три наиболее сложных точечных вопроса.

В Неклиновском и Мясниковском МЭОКах – закрытие полигонов, которые ранее принимали отходы городов Таганрог и Ростов.

В Новочеркасском МЭОК – временное закрытие полигона в с. Кагальник Азовского района из-за нарушений в его эксплуатации. В связи с чем возникла необходимость в размещении отходов Азова на полигоне в Багаевском районе.

Данные вопросы неоднократно обсуждались на совещаниях под руководством Губернатора Ростовской области В.Ю. Голубева и сопровождались в ручном режиме. В итоге принятые решения дали возможность урегулировать все вопросы до нового года и приступить к работе.

В частности:

В Неклиновском МЭОК создана площадка мусороперегрузки, позволяющая прессовать собранные отходы, уменьшая их объем в 5 раз. Далее отходы направляются для размещения на санкционированный полигон в Матвеево-Курганский район. На полигон поставлена дополнительная мощная техника, которая позволила ему принимать отходы всего МЭОК.

В Мясниковском МЭОК – на 11 месяцев создана площадка временного накопления отходов с мусоросортировочной станцией, для уменьшения количества размещаемых отходов.

В Новочеркасском МЭОК - обеспечено устранение нарушений в работе полигоне в с. Кагальник. Он снова открыт и принимает отходы с 30 декабря.

Теперь, что касается работы по оказанию новой услуги.

На примере Новочеркасского МЭОК, региональный оператор которого приступил к работе в прошлом году, мы понимали, с какими вопросами столкнёмся в начале работы.

Чтобы обеспечить максимально плавный переход на новую систему, в октябре-декабре прошлого года проведена следующая подготовительная работа:

· инвентаризация контейнерных площадок;

· составлены реестры мест их размещения;

· приобретена необходимая техника;

· проведены встречи в зоне каждого МЭОК;

· и репетиции всех маршрутов.

Чтобы обеспечить максимальный контроль за работой в новой системе по поручению Губернатора:

1-е. Создан Штаб при министерстве ЖКХ, за каждым МЭОК закреплён ответственный исполнитель из числа сотрудников министерства.

(в его составе: представители министерства ЖКХ, административной инспекции, региональные операторы, уполномоченные представители всех муниципальных образований)

Аналогичные штабы организованы во всех муниципальных образованиях области.

Контрольные точки по сбору информации - 2 раза в день: 10-00 и 19-00 часов (сводная информация на 21-00ч.). И сразу при возникновении нештатных ситуации.

Всего с нового года в работе по уборке мусора задействовано более 500 единицы специализированной техники (порядка 140 ед. приобретено дополнительно региональными операторами и еще 50 единиц поступит до марта).

2-е. Организована работа по сбору оперативной информации, в том числе от населения:

· в каждом МЭОК работает горячая линия, также всеми региональными операторами организована работа колл-центров;

· продолжает работу единая диспетчерская служба минжкх;

· в качестве дополнительных источников информации ведётся ежедневный мониторинг СМИ и социальных сетей.

Информация о работе новой системы, с указанием контактных данных размещается в СМИ в соответствии с разработанным медиапланом.

В итоге общий объем полученных обращений с 1 января – более 9 тысяч.

Больше половины обращений – (60%) касаются разъяснительных вопросов о новой системе. В основном это вопросы:

· о заключении догово́ров с региональным оператором;

· о порядке и стоимости платы за новую услугу;

· о графиках вывоза отходов.

Вторая половина обращений (40% от общего числа) - это заявки на вывоз мусора и сообщения о выявленных свалочных очагах.

Основная масса обращений поступила из городов Ростов и Таганрог.

Основные причины:

1. Были случаи неучтенных в реестрах точек размещения ТКО.

Возникла необходимость в уточнении маршрутов, определении дополнительных контейнерных площадок. Они сразу включались в графики вывоза, которые отслеживаются посредством системы Глонасс.

2. Изъятие контейнеров предыдущими возчиками.

В основном с этой проблемой мы столкнулись в г. Таганроге. Предыдущие возчики вывезли порядка 75 контейнеров, бросив отходы на контейнерных площадках и рядом с ними.

Мы это предвидели. Поэтому по поручению Губернатора, город закупил дополнительные контейнеры. Их установка производится при выявлении таких ситуаций.

3. Недостаточное количество контейнеров у управляющих компаний.

Рядом УК контейнеры были приобретены, или взяты в аренду у предыдущих возчиков, несмотря на это их оказалось не достаточно.

Не все юридические лица заключили договорные отношения с региональными операторами и размещали свои отходы на контейнерных площадках МКД.

4. Затруднённый проезд к контейнерным площадкам из-за припаркованных автомобилей и погодных условий.

В течение всего периода работы налажен четкий контакт с муниципальными образованиями.

На все возникающие вопросы следует оперативная реакция и со стороны муниципалитетов и со стороны региональных операторов.

Работа в таком режиме будет продолжена.

Ближайшие задачи – обеспечить чистоту и порядок на территории области.

В настоящее время начался очередной этап становления новой системы – период оплаты за услуги по обращению с ТКО.

С переходом на новую систему обращения с ТКО услуга по вывозу мусора переходит из категории жилищных в коммунальные. Соответственно, плата для населения рассчитывается не по квадратным метрам, а исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих в жилом помещении. При их отсутствии плата рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения (ст.148 Правил 354).

Размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется на основании нормативов накопления таких отходов (они установлены постановлением минЖКХ №2) и тарифов, установленных для региональных операторов (Региональной службой по тарифу).

Отмечу, что стоит разделять тариф, который устанавливается для регионального оператора на комплекс всех услуг и плату граждан за услугу по обращению с ТКО.

Чтобы рассчитать плату за услугу необходимо норматив накопления умножить на тариф регионального оператора – это мы получаем плату за год. Ее необходимо разделить на 12 месяцев – получаем плату за месяц на одного человека.

В рамках действующего законодательства база данных плательщиков региональным оператором взята из других коммунальных услуг. Мы понимаем, что она требует корректировки (как вариант – соцнорма на электроэнергию (оставляли прописанными больше людей, чтобы норма была выше).

В тех случаях, когда в квитанции указываются не корректные данных о количестве проживающих или собственников жилья необходимо обратиться к региональному оператору (телефоны есть на сайтах региональных операторов и минЖКХ) для уточнения сведений и перерасчета.

Кроме того, в Ростовской области действуют меры социальной поддержки населения:

льготы определенным категориям граждан (инвалиды войны, ветераны боевых действий, инвалиды 1 и 2 группы, семьи, имеющие детей-инвалидов, граждане, пострадавшие от радиационных аварий, ветераны труда, ветераны труда РО, реабилитированные лица, сельские специалисты).

Компенсации части расходов малоимущих граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг распространяется и на коммунальную услугу по обращению с ТКО, чьи ежемесячные расходы на ЖКУ превышают 20% от совокупного семейного дохода.

Кроме того, Губернатором Ростовской области в ряде территорий области был введен понижающий коэффициент норматива накопления0,8. Его применят на территориях 5 муниципалитетов, где норматив возрос в два и более раза – это Волгодонск, Донецк, Таганрог, Сальск и Матвеево-Курганский район.

Помимо этого, Ростовская область единственная на законодательном уровне предусмотрела понижающий коэффициент к нормативам накопления ТКО для тех, кто будет заниматься раздельным сбором мусора. 0,96 при сортировке на два вида отходов, до 0,86 при сортировке на три вида отходов и более.

Что касается платы юридических лиц, то законом предусмотрены два варианта расчета: либо по соответствующему нормативу, утвержденному на уровне области, либо по объему образуемых отходов.

На данный момент региональными операторами заключено порядка 60% договоров с юридическими лицами. Работа в этом направлении продолжается.