О предварительных итогах по реализации новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами
С 1 января Ростовская область перешла на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами.
К работе приступили все региональные операторы по всем 8-ми зонам МЭОК.
До 1 января с точки зрения инфраструктуры были три наиболее сложных точечных вопроса.
В Неклиновском и Мясниковском МЭОКах – закрытие полигонов, которые ранее принимали отходы городов Таганрог и Ростов.
В Новочеркасском МЭОК – временное закрытие полигона в с. Кагальник Азовского района из-за нарушений в его эксплуатации. В связи с чем возникла необходимость в размещении отходов Азова на полигоне в Багаевском районе.
Данные вопросы неоднократно обсуждались на совещаниях под руководством Губернатора Ростовской области В.Ю. Голубева и сопровождались в ручном режиме. В итоге принятые решения дали возможность урегулировать все вопросы до нового года и приступить к работе.
В частности:
В Неклиновском МЭОК создана площадка мусороперегрузки, позволяющая прессовать собранные отходы, уменьшая их объем в 5 раз. Далее отходы направляются для размещения на санкционированный полигон в Матвеево-Курганский район. На полигон поставлена дополнительная мощная техника, которая позволила ему принимать отходы всего МЭОК.
В Мясниковском МЭОК – на 11 месяцев создана площадка временного накопления отходов с мусоросортировочной станцией, для уменьшения количества размещаемых отходов.
В Новочеркасском МЭОК - обеспечено устранение нарушений в работе полигоне в с. Кагальник. Он снова открыт и принимает отходы с 30 декабря.
Теперь, что касается работы по оказанию новой услуги.
На примере Новочеркасского МЭОК, региональный оператор которого приступил к работе в прошлом году, мы понимали, с какими вопросами столкнёмся в начале работы.
Чтобы обеспечить максимально плавный переход на новую систему, в октябре-декабре прошлого года проведена следующая подготовительная работа:
· инвентаризация контейнерных площадок;
· составлены реестры мест их размещения;
· приобретена необходимая техника;
· проведены встречи в зоне каждого МЭОК;
· и репетиции всех маршрутов.
Чтобы обеспечить максимальный контроль за работой в новой системе по поручению Губернатора:
1-е. Создан Штаб при министерстве ЖКХ, за каждым МЭОК закреплён ответственный исполнитель из числа сотрудников министерства.
(в его составе: представители министерства ЖКХ, административной инспекции, региональные операторы, уполномоченные представители всех муниципальных образований)
Аналогичные штабы организованы во всех муниципальных образованиях области.
Контрольные точки по сбору информации - 2 раза в день: 10-00 и 19-00 часов (сводная информация на 21-00ч.). И сразу при возникновении нештатных ситуации.
Всего с нового года в работе по уборке мусора задействовано более 500 единицы специализированной техники (порядка 140 ед. приобретено дополнительно региональными операторами и еще 50 единиц поступит до марта).
2-е. Организована работа по сбору оперативной информации, в том числе от населения:
· в каждом МЭОК работает горячая линия, также всеми региональными операторами организована работа колл-центров;
· продолжает работу единая диспетчерская служба минжкх;
· в качестве дополнительных источников информации ведётся ежедневный мониторинг СМИ и социальных сетей.
Информация о работе новой системы, с указанием контактных данных размещается в СМИ в соответствии с разработанным медиапланом.
В итоге общий объем полученных обращений с 1 января – более 9 тысяч.
Больше половины обращений – (60%) касаются разъяснительных вопросов о новой системе. В основном это вопросы:
· о заключении догово́ров с региональным оператором;
· о порядке и стоимости платы за новую услугу;
· о графиках вывоза отходов.
Вторая половина обращений (40% от общего числа) - это заявки на вывоз мусора и сообщения о выявленных свалочных очагах.
Основная масса обращений поступила из городов Ростов и Таганрог.
Основные причины:
1. Были случаи неучтенных в реестрах точек размещения ТКО.
Возникла необходимость в уточнении маршрутов, определении дополнительных контейнерных площадок. Они сразу включались в графики вывоза, которые отслеживаются посредством системы Глонасс.
2. Изъятие контейнеров предыдущими возчиками.
В основном с этой проблемой мы столкнулись в г. Таганроге. Предыдущие возчики вывезли порядка 75 контейнеров, бросив отходы на контейнерных площадках и рядом с ними.
Мы это предвидели. Поэтому по поручению Губернатора, город закупил дополнительные контейнеры. Их установка производится при выявлении таких ситуаций.
3. Недостаточное количество контейнеров у управляющих компаний.
Рядом УК контейнеры были приобретены, или взяты в аренду у предыдущих возчиков, несмотря на это их оказалось не достаточно.
Не все юридические лица заключили договорные отношения с региональными операторами и размещали свои отходы на контейнерных площадках МКД.
4. Затруднённый проезд к контейнерным площадкам из-за припаркованных автомобилей и погодных условий.
В течение всего периода работы налажен четкий контакт с муниципальными образованиями.
На все возникающие вопросы следует оперативная реакция и со стороны муниципалитетов и со стороны региональных операторов.
Работа в таком режиме будет продолжена.
Ближайшие задачи – обеспечить чистоту и порядок на территории области.
В настоящее время начался очередной этап становления новой системы – период оплаты за услуги по обращению с ТКО.
С переходом на новую систему обращения с ТКО услуга по вывозу мусора переходит из категории жилищных в коммунальные. Соответственно, плата для населения рассчитывается не по квадратным метрам, а исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих в жилом помещении. При их отсутствии плата рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения (ст.148 Правил 354).
Размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется на основании нормативов накопления таких отходов (они установлены постановлением минЖКХ №2) и тарифов, установленных для региональных операторов (Региональной службой по тарифу).
Отмечу, что стоит разделять тариф, который устанавливается для регионального оператора на комплекс всех услуг и плату граждан за услугу по обращению с ТКО.
Чтобы рассчитать плату за услугу необходимо норматив накопления умножить на тариф регионального оператора – это мы получаем плату за год. Ее необходимо разделить на 12 месяцев – получаем плату за месяц на одного человека.
В рамках действующего законодательства база данных плательщиков региональным оператором взята из других коммунальных услуг. Мы понимаем, что она требует корректировки (как вариант – соцнорма на электроэнергию (оставляли прописанными больше людей, чтобы норма была выше).
В тех случаях, когда в квитанции указываются не корректные данных о количестве проживающих или собственников жилья необходимо обратиться к региональному оператору (телефоны есть на сайтах региональных операторов и минЖКХ) для уточнения сведений и перерасчета.
Кроме того, в Ростовской области действуют меры социальной поддержки населения:
льготы определенным категориям граждан (инвалиды войны, ветераны боевых действий, инвалиды 1 и 2 группы, семьи, имеющие детей-инвалидов, граждане, пострадавшие от радиационных аварий, ветераны труда, ветераны труда РО, реабилитированные лица, сельские специалисты).
Компенсации части расходов малоимущих граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг распространяется и на коммунальную услугу по обращению с ТКО, чьи ежемесячные расходы на ЖКУ превышают 20% от совокупного семейного дохода.
Кроме того, Губернатором Ростовской области в ряде территорий области был введен понижающий коэффициент норматива накопления – 0,8. Его применят на территориях 5 муниципалитетов, где норматив возрос в два и более раза – это Волгодонск, Донецк, Таганрог, Сальск и Матвеево-Курганский район.
Помимо этого, Ростовская область единственная на законодательном уровне предусмотрела понижающий коэффициент к нормативам накопления ТКО для тех, кто будет заниматься раздельным сбором мусора. 0,96 при сортировке на два вида отходов, до 0,86 при сортировке на три вида отходов и более.
Что касается платы юридических лиц, то законом предусмотрены два варианта расчета: либо по соответствующему нормативу, утвержденному на уровне области, либо по объему образуемых отходов.
На данный момент региональными операторами заключено порядка 60% договоров с юридическими лицами. Работа в этом направлении продолжается.