О предварительных итогах реализации новой системы. Задачи на 2019-2020 гг
В РО ежегодно образуется 2 млн тонн твердых коммунальных отходов.
Услуга по обращению с отходами до 2019 года входила в число жилищных.
Для населения плата за «вывоз ТБО (так раньше назывались отходы)» гарантировала только одно – что мусор с их контейнерной площадки увезут.
При этом, цикл обращения включает, как минимум, 5 позиций:
· Сбор
· Транспортировку
· Обработку
· Утилизацию
· И захоронение отходов.
Взаимоотношения между участниками рынка были построены хаотично.
К примеру, «возчики» взимали плату напрямую с населения. Это один договор.
В лучшем случае у возчиков имелся второй договор – с полигоном.
В реальности мусор до полигонов часто просто «не доезжал».
Что давало о себе знать ростом несанкционированных свалок. В подтверждение этого факта в декабре 2018 года выявлено в Ростовской области почти 4 тыс. несанкционированных свалочных очагов.
Следующая тема - это состояние самих полигонов. Они эксплуатировались с нарушением экологических норм: не пересыпались, не уплотнялись, горели, выделяли запахи, вредные вещества попадали в почву, тем самым наносили большой вред окружающей среде и дискомфорт населению.
В своем февральском послании Федеральному собранию Президент Российской Федерации В.В. Путин акцентировал внимание на том, что ранее мусорными проблемами никто не занимался, многие полигоны переполнены и теперь:
«Нужно навести порядок в этой сфере, избавиться от мутных структур, которые не несут никакой ответственности, а только получают сверхприбыли, сваливая мусор, где и как придется. Надо сформировать цивилизованную, безопасную систему обращения с отходами, их переработки и утилизации».
Поэтому, реализуя в РО реформу обращения с ТКО, Губернатором области поставлено 2-е ключевые задачи.
1-я. Создание новой системы обращения с отходами – выстраивание понятных, прозрачных взаимоотношений между участниками рынка, с учётом полного цикла обращения с ТКО и имеющихся мощностей.
2-я. Создание современной, отвечающей экологическим требованиям, инфраструктуры.
Первая задача технически выполнена.
РО область вошла в число субъектов РФ, которые с этого года полностью перешли на новую систему.
Готова законодательная база, отобраны региональные операторы, установлены тарифы и нормативы. Для реализации такой масштабной реформы до конца текущего года системе потребуется «донастройка».
Первой система запущена в зоне ответственности Новочеркасского МЭОК в октябре 2018 года.
У нас было 3 месяца, чтобы провести анализ проблемных вопросов.
Обозначу основные.
1-й. Неактуальная территориальная схема обращения с отходами, в т.ч. с ТКО.
Схема была сформирована в 2015 году. За это время она претерпела значительных изменений.
Порядок по внесению изменений утвержден на Федеральном уровне только в сентябре 2018 года – соответственно, до этого момента вносить изменения не представлялось возможным. В соответствии с указанным порядком, ориентировочный срок, с учетом всех процедурных вопросов, не менее полугода.
Т.к. работать необходимо уже сейчас, принято решение отменить не актуальное приложение к терсхеме о потоках и местах размещения мест накопление ТКО.
Региональные операторы руководствуются требованиями федерального закона «89-ФЗ» - размещать отходы на санкционированных объектах.
2-й. Отсутствие в муниципальных образованиях достаточного количества контейнеров и оборудованных контейнерных площадок.
Инвентаризация показала, что на территории Ростовской области 18,8 тыс. площадок и 40,2 тыс. контейнеров различной вместимости.
Это, соответственно, 69% и 59% от норматива.
Дополнительная потребность - 8,5 тыс. площадок и 28,5 тыс. контейнеров.
Обустройство площадок и приобретение контейнеров – задача собственника земельного участка, как правило, муниципалитета.
Органами местного самоуправления проводится работа по определению источника финансирования.
Также в декабре прошлого года внесены изменения в действующее законодательство, в соответствии с которым средства на приобретение контейнеров может направлять и региональный оператор - в размере 1% от необходимой валовой выручки.
В тариф эти затраты будут заложены в 2020 году, но закупка начата уже в прошлом году.
Операторами приобретено 7 837 контейнеров, также предстоит закупить до конца первого полугодия более 3,5 тыс.
Ориентировочный срок завершения работ по оборудованию площадок в соответствии с нормативной потребностью - 30.12.2020.
Данную работу мы проводим с учетом специфики муниципальных образований. И если в населённом пункте граждане привыкли к бесконтейнерному сбору – поэтапно вводим, оставляем действующие схемы и, не ломая систему.
3-й. Не учтены в реестрах все контейнерные площадки.
Региональные операторы работают по маршрутам на основании реестров размещения площадок.
Т.е. регулярный вывоз мусора может быть обеспечен, только если площадка есть в реестре и включена в маршруты.
В декабре прошлого года была проведена репетиция всех маршрутов
Сейчас реестры актуализируются с учётом обращений граждан.
Актуализация продолжается.
4-е. Недостаточное количество коммунальной техники.
В общем, региональные операторы обеспечены техникой.
Всего работает более 550 единиц.
Кроме того, региональными операторами Новочеркасского и Миллеровского МЭОК – до конца марта будет приобретено 18 единиц.
По Красносулинскому МЭОК –рассматривается вопрос о дополнительном приобретении 6 единиц (сейчас определяется тип загрузки).
После завершения всех этих мероприятий показатель необходимого количества техники будет равен 100%.
Также проводится обновление парка коммунальной техники взамен уже существующей. Например, ГК «Чистый город» в данный момент приобретает 25 единиц взамен «старой».
5-е. Низкий охват договорными отношениями юридических лиц.
Для ускорения процесса региональными операторами до конца текущей недели будут заключены договорные отношения с МФЦ.
Уже на следующей неделе практически во всех населенных пунктах, где есть МФЦ, у юридических лиц появится возможность предоставления документов для заключения договорных отношений по обращению с ТКО.
За отсутствие договорных отношений по обращению с ТКО для юрлиц в Российской Федерации предусмотрены существенные штрафные санкции:
для должностных лиц – от 50 до 100 тыс. рублей;
для юридических лиц – от 100 до 250 тыс. рублей или приостановление деятельности до 90 суток.
С 23 января Минприроды РО начал проверки в этой части.
Задача муниципалитетам и региональным операторам: если имеют место быть юрлица, которые намеренно не заключают договорные отношения и/или работают в рамках договоров с иными юридическими лицами – предоставлять эту информацию в Минприроды немедленно (ПАУЗА) для принятия соответствующих мер административного реагирования.
6-й. Прогнозируемый рост социальной напряженности по вопросам начала работы новой системы и роста коммунальных платежей за счет увеличения стоимости услуги.
Нами совместно с региональными операторами проведены выездные встречи с населением в зданиях администраций и районных домах культуры.
Региональными операторами совместно с администрациями всех 55 муниципальных образований проведено более двухсот выездных встреч с населением и организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами.
Для снижения количества обращений граждан министерством подготовлена информация в виде «листовки». В ней содержится информация, которая в основном волнует граждан: это
· начисления платежей за ТКО,
· применение нормативов накопления, перерасчетов,
· уточнение данных о количестве проживающих.
Листовка доведена до каждого жителя МКД и частного сектора.
Кроме того, имеется много вопросов по выставленным квитанциям на оплату услуги за ТКО - обнаружилась некорректность базы данных о временно и постоянно проживающих гражданах.
(В ряде случаев это произошло из-за наличия в Ростовской области соцнормы на электроэнергию. Соответственно, граждане не выписывали убывших по разным причинам родственников, не корректировали этот показатель в меньшую сторону, чтобы повысить соцнорму и снизить платежи).
Потребовалось увеличить штат работников абонентских служб региональных операторов на (? единиц), для работы с население по корректировки данных и проведения перерасчета платежей.
Кроме того, для социальной поддержки населения, Вами, Василий Юрьевич, в ряде территорий области был введен понижающий коэффициент норматива накопления – 0,8. Его применяют на территориях 5 муниципалитетов, где норматив возрос в два и более раза – это Волгодонск, Донецк, Таганрог, Сальск и Матвеево-Курганский район.
Также в Ростовской области действуют:
льготы определенным категориям граждан (инвалиды войны, ветераны боевых действий, инвалиды 1 и 2 группы, семьи, имеющие детей-инвалидов, граждане, пострадавшие от радиационных аварий, ветераны труда, ветераны труда РО, реабилитированные лица, сельские специалисты).
Компенсации части расходов малоимущих граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг распространяется и на коммунальную услугу по обращению с ТКО, чьи ежемесячные расходы на ЖКУ превышают 20% от совокупного семейного дохода.
Помимо этого, Ростовская область единственная на законодательном уровне предусмотрела понижающий коэффициент к нормативам накопления ТКО для тех, кто будет заниматься раздельным сбором мусора. 0,96 при сортировке на два вида отходов, до 0,86 при сортировке на три и более.
Чтобы обеспечить максимальный контроль за работой в новой системе по Вашему поручению, создан Штаб при министерстве ЖКХ, за каждым МЭОК закреплён ответственный исполнитель из числа сотрудников министерства.
Во всех муниципальных образованиях области организованы аналогичные штабы.
Контрольные точки по сбору информации - 2 раза в день: 10-00 и 19-00 часов. И сразу при возникновении нештатных ситуации.
Также организована работа по сбору оперативной информации:
· в каждом МЭОК работает горячая линия, всеми региональными операторами организована работа колл-центров;
· продолжает работу единая диспетчерская служба минжкх;
· в качестве дополнительных источников информации ведётся ежедневный мониторинг СМИ и социальных сетей.
Ежедневно итоговая информация сводится в 21-00 ч. для контроля исполнения поручений текущего дня и задач на последующий.
Перейду к инфраструктуре.
Региональные операторы завершат строительство новой инфраструктуры в 2020 году.
Сейчас используется существующая инфраструктура: в госреестр по РО включено 31 объекта.
Обозначу 2 наиболее острых вопроса.
1-й. Ограниченный выбор инфраструктуры увеличивает плечо вывоза. С учетом того, что в тарифной политике плечо транспортировки никак не учитывалось, данный показатель влияет на экономическую составляющую регионального оператора.
Принятыми в декабре 2018 года изменениями в закон об отходах производства и потребления предусмотрена возможность использования до 2023 года объектов размещения ТКО, не включенных в ГРОРО.
Для субъектов РФ это важная поправка на переходный период.
При этом субъекты не могут воспользоваться этой поправкой до принятия Минприроды РФ Порядка формирования перечня таких объектов.
Наиболее остро с этим вопросом мы столкнулись в Неклиновском МЭОК.
Из-за закрытия полигона в Таганроге, была создана площадка мусороперегрузки с функцией прессования отходов, что позволяет уменьшить их объем в 5 раз.
Далее отходы направляются для размещения на санкционированный полигон в Матвеево-Курганский район.
Там поставлена дополнительная мощная техника, которая позволяет принимать отходы всего МЭОК.
Однако мощности полигона хватит только на 3 месяца.
Вопрос: где далее размещать отходы?
Полигоны в Новошахтинске и Шахтах - далеко, на полигоне в Аксайском районе нет резервной мощности.
Мы для себя в приоритете решения данного вопроса ставим эксплуатацию полигона в Неклиновском районе, не включенного в госреестр. В связи с тем, что порядок размещения полигонов в Минприроды РФ не утвержден. На днях по этому вопросу проведена встреча с руководителями Минприроды РФ. И достигнута договоренность сделать Ростовскую область пилотным регионом.
То есть мы сегодня, не дожидаясь утвержденного порядка, готовим пакет документов, необходимых для включения полигона в перечень объектов размещения отходов. Минприроды РФ совместно с Росприроднадзором его рассматривают и ориентировочно через три недели, к моменту утверждения порядка, готовят нам необходимое заключение для включения Неклиновского полигона в перечень и дальнейшего использования.
По нашим оценкам необходимо использовать его в течение 6 месяцев, пока не будет организована площадка временного накопления на земельном участке регионального оператора.
Чтобы сократить затраты по транспортировке ТКО из отдаленных населенных пунктов, прорабатывается вопрос применения на местах модульной установки по пиролизной обработке ТКО.
Она производится в городе Шахты.
Прорабатываем с производителем возможность опробовать на его оборудовании возможность обработки 7 тонн ТКО.
Это позволит операторам понять эффективность работы оборудования, просчитать экономику и принять решение о целесообразности применения установки.
2-й. Выбор земельного участка – также острая проблема.
Причины:
· недоверие граждан по части безопасности новых объектов и, как следствие, сопротивление против их создания;
· большое количество ограничений – санитарных, либо авиационных;
· в этом году добавилось новое ограничение - о недопустимости выращивания пищевых культур на сельхозземлях, находящихся в километровой охранной зоне полигонов.
Наиболее яркие примеры - Мясниковский МЭОК, и ситуация, которая сложилась в мкр. Левенцовский.
Жители активно выступали против строительства нового полигона рядом с существующим.
И хотя, в итоге, строительство оказалось невозможно из-за глиссады аэродрома, риски мы оценить успели.
В итоге на 11 месяцев создана площадка временного накопления отходов с мусоросортировочной станцией.
Строительство комплекса перенесено в другое место (Мясниковский район).
Ранее использованные места размещения отходов в промзоне Ростова-на-Дону будут рекультивированы в рамках национального проекта «Экология» и региональной программы «Снижение негативного воздействия на окружающую среду путем ликвидации наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и несанкционированных свалок в границах городов» до 2024 года.
Активно ведется работа с инициативной группой жителей мкр. Левенцовский и СНТ «Изумруд».
Министерством, совместно с группой активистов и Роспотребнадзором, проводились замеры воздуха на закрытом полигоне для определения дальнейших действий по ликвидации вредного воздействия на окружающую среду. По результатам анализов было выявлено отсутствие превышений допустимой концентрации загрязняющих веществ.
Для снижения протестной активности нами организован пресс-тур (совместно с активными гражданами) на построенный современный комплекс в г. Волгограде, (аналог которого будет построен в Мясниковском районе) для наглядной демонстрации экологически безопасных технологий, применяемых в его эксплуатации.
В Новочеркасском МЭОК временно закрывали из-за нарушений эксплуатации полигон в селе Кагальник Азовского района.
Было обеспечено устранение нарушений, полигон снова работает с 30 декабря. До этого момента отходы возили в Багаевский район.
Коротко доложу о нынешней ситуации по каждому комплексу.
По Мясниковскому МЭОК альтернативный земельный участок найден, оформляются документы.
По Новочеркасскому МЭОК из экспертизы возвращена на доработку в связи с выявленным газопроводом. В конце марта – начале апреля повторный заход на экспертизу.
По Неклиновскому МЭОК идёт процедура перевода земель в промышленную категорию. В апреле 2019 года ПСД комплекса будет направлена на экологическую госэкспертизу.
По Сальскому МЭОК определен новый земельный участок в Пролетарском районе. Приступили к инженерным изысканиям для определения возможности размещения комплекса.
По Морозовскому МЭОК ведётся поиск альтернативного участка, т.к. предложенный местными властями участок имеет ограничения, связанные с авиацией. В настоящее время принято решение дооборудовать существующий санкционированный полигон в г. Морозовск для дальнейшего использования.
По Миллеровскому МЭОК, земля получена и переведена в промышленную категорию, завершается проектирование. В апреле 2019 года планируют зайти на госэкспертизу.
По Красносулинскому МЭОК скорректированная ПСД должна получить заключение госэкспертизы в марте 2019 года.
По Волгодонскому МЭОК завершение строительно-монтажных работ второй квартал 2019 года.
В итоге, стоит задача в 2019 году завершить строительство одного комплекса, по остальным 7-ми – начать в текущем, с завершением в следующем году. Вопрос находится на постоянном контроле министерства ЖКХ области.